ИСААКИЙ
Том XXVII , С. 35-36
опубликовано: 10 мая 2016г.

ИСААКИЙ

(Виноградов Иван Васильевич; 12.02.1895, С.-Петербург - 12.01.1981, г. Елец Липецкой обл.), архим., духовный поэт, почитаемый старец. Из семьи сельских учителей. С раннего детства проводил много времени в храме, отец был регентом, мать пела в церковном хоре. После окончания 3-летней школы в дер. Хотыницы Ямбургского у. С.-Петербургской губ. учился в 1-м реальном уч-ще в С.-Петербурге (1905-1913), затем поступил в СПбДА. 22 окт. 1914 г. посвящен в стихарь. После 2-го курса академии призван на военную службу и направлен на учебу во Владимирское пехотное уч-ще в Красном Селе Царскосельского у. Петроградской губ. В окт. 1916 г., по окончании ускоренного курса обучения, произведен в прапорщики. Направлен на Румынский фронт. Был ранен, после госпиталя вернулся в строй, занимал должность командира роты. Весной 1918 г. в составе отряда полковника М. Г. Дроздовского (впосл. генерал) участвовал в походе из Ясс до Новочеркасска. С мая того же года воевал в составе армии ген. А. И. Деникина. Был произведен в штабс-капитаны, служил адъютантом командира Дроздовского полка (впосл. дивизия) ген. А. В. Туркула. Был дважды ранен в боях, перенес тиф. Одновременно с военной службой состоял псаломщиком при штабной походной церкви. Писал стихи, стал автором текстов неск. песен дроздовцев («Полковник Жебрак», «Похоронный марш павшим у Белой Глины» и др.), однако в основном его творчество было посвящено глубоким размышлениям о духовной жизни («Я рыцарь и монах», «Разговор мирского человека с желающим идти в монахи»). В это время дал себе обет, если останется в живых, принять монашеский постриг.

Архим. Исаакий (Виноградов). Фотография. Кон. 40-х гг. ХХ в.Архим. Исаакий (Виноградов). Фотография. Кон. 40-х гг. ХХ в.В 1920 г. эвакуирован из России вместе с белыми войсками. Находился в лагере на Галлипольском п-ове, потом жил в Румынии, в сент. 1921 г. переехал в Болгарию, где работал на шахте, щеточной фабрике, в сельском хозяйстве. Весной 1926 г. по благословению Пражского еп. Сергия (Королёва; впосл. архиепископ) поступил в открывшийся в Париже Православный богословский ин-т прп. Сергия Радонежского, был принят сразу на 2-й курс. 20 февр. 1927 г. пострижен митр. Евлогием (Георгиевским) в монахи с именем Исаакий в честь прп. Исаакия Далматского. 24 февр. рукоположен митр. Евлогием во диакона. 1 июля 1928 г., по окончании Богословского ин-та, рукоположен митр. Евлогием во иерея и определен к храму во имя свт. Николая Чудотворца в Праге. Стал ближайшим помощником еп. Сергия (Королёва). Пользовался большой любовью и уважением прихожан. Посещал с пастырскими поездками рус. общины в др. городах Чехословакии. Преподавал Закон Божий в пражской рус. гимназии, занимался организацией детского летнего лагеря. Читал лекции по богословию и нравственному воспитанию. Участвовал в объединении рус. офицеров в эмиграции - Русский общевоинский союз (РОВС), читал лекции на организованных РОВС курсах.

15 февр. 1933 г. возведен митр. Евлогием в сан игумена, 14 янв. 1936 г.- в сан архимандрита. В том же году стал настоятелем новопостроенного храма в честь Успения Пресв. Богородицы на Ольшанском кладбище Праги. Во время второй мировой войны призывал паству к сбору пожертвований для рус. населения, скрывал от оккупационных властей евр. семьи, помогал бежавшим военнопленным. В янв. 1944 г. избран главным священником РОВС. После вступления в мае 1945 г. в Прагу советских войск отслужил вместе с еп. Сергием благодарственный молебен. Отказался выехать в англо-амер. оккупационную зону. Был арестован в Праге органами контрразведки СМЕРШ и 24 мая вывезен в СССР и заключен в тюрьму НКВД № 4 во Львове. И. был обвинен в том, что, «проходя службу в армии Деникина и Врангеля, принимал непосредственное участие в боях с Красной Армией. Состоял членом «Галлиполийского землячества», а затем РОВС. За заслуги перед русской эмиграцией был назначен главным священником РОВС, читал лекции на Высших военных курсах. На протяжении 24 лет систематически проводил среди эмигрантов и народов Европы активную контрреволюционную деятельность, направленную на свержение Советской власти». На допросах не скрывал, что говорил в проповедях о гонении на Церковь в СССР: «Советское правительство без всяких оснований закрывает церкви... Десятки епископов и сотни священников расстреляны без следствия и суда, а тысячи сосланы на Соловки и подвергаются невиданным издевательствам». Однако заявил, что со времени войны и изменения в СССР отношения к Церкви он больше не является противником советской власти. Постановлением военного трибунала Львовского военного округа от 27-30 июля 1945 г. за «активную контрреволюционную деятельность» приговорен к 10 годам ИТЛ.

С сент. 1945 г. отбывал срок заключения в Карагандинском ИТЛ в отд-нии на ст. Карабас и в с. Долинском (Долинка). В лагере голодал, работал копальщиком могил для умерших заключенных, каждый раз при погребении мысленно служил литию об упокоении их душ. После обращений Патриарха Алексия I и еп. Сергия (Королёва) о помиловании Военная коллегия Верховного суда СССР определением от 5 февр. 1946 г. отменила приговор в отношении И., поскольку он «во время Великой Отечественной войны не оказывал помощи немецко-фашистским захватчикам, а его прошлая враждебная деятельность против СССР перестала представлять опасность». 3 мая того же года И. был освобожден из лагеря, но ему запрещался выезд за пределы Казахстана. Жил в Актюбинске под надзором властей, служил в местной церкви пономарем, затем священником. После встречи с посетившим Актюбинск Алма-Атинским архиеп. священноисп. Николаем (Могилёвским; впосл. митрополит) в 1947 г. И. был переведен в Алма-Ату и назначен настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией Матери. С 1948 г. настоятель кафедрального алма-атинского собора во имя свт. Николая Чудотворца, член епархиального совета и секретарь епархиального управления. Был ближайшим сподвижником и верным помощником архиеп. Николая. Имел много духовных детей, почитавших его как подвижника благочестия. Совмещал явное и негласное церковное служение, организовал неск. групп монашествующих («монастырьки»), совершал монашеские постриги.

В кон. 1957 г. решением Патриарха Алексия I был переведен в Троице-Сергиеву лавру, возможно для преподавательской деятельности в МДА. Имеются сведения, что рассматривалась возможность возведения И. в сан архиерея. Однако советские власти были настроены резко против кандидатуры И. Ему было отказано в предоставлении прописки. И. был назначен настоятелем собора в честь Вознесения Господня в г. Ельце Липецкой обл. и благочинным храмов Елецкого окр. Прибыл в Елец в апр. 1958 г. и служил там в течение последующих 23 лет. Руководил ремонтом и обустройством собора, в зимнем храме было проведено отопление, была построена звонница. И. сделал все необходимое для сохранения храма во время антицерковной кампании в нач. 60-х гг. ХХ в. За нарушение указаний светских властей, стремившихся к сокращению совершения треб, в 1961 г. был на 3 месяца отстранен от настоятельства. Возобновил в Ельце древние церковные традиции. После многолетнего забвения на праздник Вознесения Господня служились панихиды у полуподземной часовни близ Вознесенского собора, где, по преданию, были похоронены защитники города от полчищ Тамерлана, павшие в 1395 г. Имел дар нести старческое служение. И. был известен как пастырь высокой духовной жизни, усердный молитвенник, мудрый наставник веры и яркий проповедник. Он составлял тропари и молитвы, сочинял духовные стихи. Впосл. проповеди и духовные произведения И. были опубликованы. Будучи в Ельце, сохранял связь с Алма-Атинской епархией. Переписывался с Алма-Атинским и Казахстанским митр. Иосифом (Черновым), к-рому И. прислал в подарок белую митру.

И. был награжден Патриаршим посохом, правом служения Божественной литургии при открытых царских вратах, ношения 3 крестов, орденами св. кн. Владимира 3-й и 2-й степени.

В рождественские дни 1981 г., узнав об ухудшении здоровья И., в Елец прибыл Воронежский и Липецкий еп. Ювеналий (Тарасов; ныне схимитрополит), к-рый напутствовал умирающего, а потом отпел его. На похоронах присутствовал и сказал прощальную речь приехавший в Елец архим. Евсевий (Саввин; ныне митрополит). Проводить И. в последний путь собралось большое количество верующих, они заполнили не только храм, но и соборную площадь. И. был похоронен на городском кладбище Ельца. Его могила почитается местными жителями и паломниками.

Лит.: Баязов В., протодиак., Поваляев П., свящ., Нектарий, иеросхим. Архим. Исаакий (Виноградов): [Некролог] // ЖМП. 1981. № 7. С. 13-15; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994. С. 394, 416; Пушкарев С. Г. Воспоминания историка: 1905-1945. М., 1999. С. 101, 105-106; Под сенью любви: Архим. Исаакий (Виноградов) / Сост.: А. В. Окунева. М., 2000; Прага: Русский взгляд / Сост.: Н. Л. Глазкова. М., 2003. С. 440; Офицер, монах и пастырь: Архим. Исаакий (Виноградов) / Сост.: А. В. Окунева. М., 2005; Нивьер А. Правосл. священнослужители, богословы и церк. деятели рус. эмиграции в Зап. и Центр. Европе, 1920-1995: Биогр. справ. М., 2007. С. 239-240.
В. В. Королёва, Д. Н. Никитин
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АРЕФА ВЕРХОТУРСКИЙ (1865-1903), прп. (пам. 15 мая, в Соборе Сибирских святых, в Соборе Валаамских святых)
  • ИОАНН (Крестьянкин Иван Михайлович; 1910-2006), архим., прав. старец
  • ААРОН (Казанский Александр; 1818? -1890), архим., регент в ТСЛ
  • АВВАКУМ (Честной Дмитрий Семенович; 1801-1866), архим., синолог
  • АВГУСТИН (Никитин Дмитрий Евгеньевич; род. в 1946), архим., доц. СПбДА
  • АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии